Эелектронная библиотека Белинки Свердловская областная специальная библиотека для слепых Социальнозначимые ресурсы сети интернет
polpred.com Обзор СМИ ЭБС Лань

Подари журнал библиотеке


Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



  • ○  Книги 
Ноя 24, 2017   Разместил: Beobachter
Литературные журналы: год 2016

Премию журнала «ЗНАМЯ» получил Игорь Шкляревский за повесть «Золотая блесна. Книга радостей и утешений» (№ 1). Автор родился в 1938 году в поселке Белыничи Могилевской области в семье школьных учителей. Работал литейщиком, токарем, матросом торгового флота, геодезистом, землемером. Учился в Могилевском пединституте. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Автор многих стихотворных книг. Перевел «Слово о полку Игореве». Лауреат Государственной премии СССР, премии «Болдинская осень», Царскосельской и Пушкинской премий. Живет в Москве. «Золотая блесна» - эпизод жизни Шкляревского. Как повелось, рыбная ловля помимо азарта дает роскошное удовольствие предаться текущим мыслям и воспоминаниям. Немалую роль при этом играет пейзаж – реки русского Севера, впадающие в Белое море. Повесть написана языком повседневности, отражает воспоминания и впечатления писателя.

Премией «Дебют», назначенной Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ награжден Вячеслав Ставецкий за повесть «Квартира» (№ 5). Автор родился в 1986 году. Окончил Южный федеральный университет по специальности «журналистика». В 2009-2012 годах работал корреспондентом в местных периодических изданиях, в последние годы – рабочим в археологических экспедициях. Прозу писать начал в возрасте семи лет, но всерьез занялся литературой в 2012 году. В повести события происходят в октябре 1942 года в Сталинграде. Во время уличных боев рядовой пехотного полка румынской дивизии Иосиф Григориану, ища спасения от минометного обстрела, попадает в одну из квартир многоэтажного дома. Один из снарядов попадает в дом, часть крыши и несущей стены обвалилась и замуровала солдата. Сначала, в порыве паники, он пытается выбраться всеми доступными средствами, но потом понимает преимущества своего положения. Ему больше не угрожает смерть, есть запасы консервов и вода. Некоторое время Иосиф наслаждается относительной безопасностью, но немецкие войска начинают плановое разрушение городских кварталов, и на следующий день его дом будет неминуемо разрушен.

Премия «Глобус» имени Е. Ю. Гениевой, назначенная Всероссийской библиотекой иностранной литературы имени М. И. Рудомино, вручена Алексею Винокурову за сказы «Люди Черного Дракона» (№ 7). Автор - писатель, драматург, телесценарист (автор текстов передачи «Куклы»). Финалист конкурса «Российский сюжет» за 2004 год (киносценарий «Четверо»). В этих сказах представлены истории о своеобразном быте русских казаков и дауров, обосновавшихся на Дальнем Востоке, а также о евреях-переселенцах, направленных на освоение побережья Тихого океана.

Лауреатом премии журнала «УРАЛ» в разделе «Проза» стала повесть Георгия Панкратова "Лунный кот" (№ 3). Этот автор с этой повестью входил в Длинный список литературной премии «Ясная поляна» (лонг-лист) в номинации «Современная русская проза». Немолодой одинокий учитель русского языка и литературы принимает странное решение: сдает квартиру в Москве и переезжает в Нижний Новгород, совершенно незнакомый ему город. Свои впечатления он аккуратно записывает, упаковывает в конверты и отправляет единственной женщине, которой он готов доверять все самое сокровенное и … с которой он совершенно незнаком. На новом месте с самого первого дня все идет не так, как планировал главный герой. Сам того не замечая, он погружается в пучину мистических событий, а Нижний Новгород предстает зловещим и безжалостным городом, в котором учитель постепенно лишается рассудка.

Одна из ярких публикаций журнала ««НЕВА» фрагмент романа Елены Крюковой «Солдат и царь» (№ 8). Трагедия Первой мировой войны. Трагедия русской революции 1917 года. Трагедия расстрела последней русской царской семьи. Эти три трагедии будут приковывать к себе внимание. Этот роман о красноармейцах, стороживших семью Романовых в Тобольске и Екатеринбурге. Молодой боец Красной армии Михаил Лямин и царь Николай II. Царское семейство, уже обреченное, и народ, что несет у его комнат последний караул.

Лучшим прозаическим произведением 2016 года по версии журнала «ЗВЕЗДА» стали современные драматические сцены в прозе «Лица и исполнители» Геннадия Барабтарло (№ 11). Геннадий Барабтарло - русско-американский литературовед и переводчик. Выпускник филфака МГУ, ныне профессор университета в Миссури. На протяжении нескольких десятилетий занимался переводами произведений Владимира Набокова и фундаментальными исследованиями его творчества. Сюжет: литератора Хилкова похищает некое тайное общество «Башни», ненавидящее сегодняшнюю власть. Он должен стать свидетелем самоубийства или исторического поворотного события.

Премию за лучший дебют в «Звезде» получила Татьяна Шапошникова за рассказ «По черным листьям» (№ 3). Писательница родилась в Ленинграде в 1979 г. Окончила Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна по специальности «редактирование и издательское дело». Публиковалась в газете «Секретные материалы», журналах «Доминант» и «Городской калейдоскоп». Живет в Петербурге, сотрудничает с издательствами «Лики России», «Свободные художники Петербурга». По словам жюри, рассказ «По черным листьям» представляет собой «череду женских портретов» и является «попыткой заглянуть внутрь, где обитает что-то такое, чего человек знать не хочет». Сюжет: совершенно банальная история. Главный герой рассказа – преподаватель в институте, соблазнил очередную, красивую студентку, но не сразу разглядел в ней самого важного. Она серьезно восприняла их роман, полюбила его по-настоящему, а ему не нужна любовь.

Журнал «НАШ СОВРЕМЕННИК» присудил премию Премию имени В. В. Кожинова Альберту Анатольевичу Лиханову за роман «Оглянись на повороте, или «Хроника забытого времени» (№ 10-11). Жизнь состоит из умений и неумений. Умеет человек что-то, овладел чем-то, значит, достиг и молодец. А не умеет – значит, не владеет, не обучен, значит, недостаточен. Но есть у неумения одно качество, которое полезно, важно и которому следует учиться. Это неумение забывать то, что случилось не с тобой. Автор пишет о своем произведении: «Этот роман даже названием своим подчеркивает наше национальное равнодушие ко времени, прожитому не нами лично – «…хроника забытого времени». И если хроника существует всегда, то забытого времени быть не должно! Все забытое – а эта забываемость очень часто бывает удобна тем, кто правит во всякий сей момент – оборачивается против людей и против жизни. Речь здесь, подчеркну, идет не о мемуарах и воспоминаниях, а об опыте людей. Опыт может исчезать благодаря беспамятству. Беспамятство — убийственно и всякие пробелы в знании собственного бытия лишают нас близости с прошедшим». Так что, давайте учиться неумению забывать. Премия имени Л. М. Леонова (номинация «Молодые прозаики») за рассказ «Через кладбище» присуждена Юрию Лунину (№ 10). Автор родился в 1984 году в городе Партизанске (Приморский край). Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Живет в городе Электросталь Московской области. Член Интернационального Союза писателей. В центре рассказа находятся взаимоотношениям между отцом и сыном. Сначала отец – сильная личность, он не проявляет сочувствия, когда сын рассказывает ему о том, как его ударил грязной тряпкой самый рослый пацан во дворе: «Ты таких ещё знаешь сколько встретишь – у-у-у…» И сына эти слова, конечно же, не могут обрадовать или подбодрить, но всё-таки немного успокаивают «словно разговор теперь был не о людской обиде, а о каких-то природных неприятностях: крапиве, укусе насекомого, раскушенной ягоде, в которую, как оказалось, навонял клоп». Описываются отношения сына к отцу: он во всём старается соревноваться с ним: «Когда ходили за грибами – чуть не плакал, если находил меньше отца. Бесился, проигрывая ему в шашки, пропуская от него гол…» Но в том деле, в котором он принимает превосходство отца спокойно – в рыбалке – ему хотелось бы, чтобы отец был самым лучшим. И когда тот упускает на рыбалке щуку, да ещё и принимает своё поражение весело, мальчику становится горько. Он начинает злиться на отца, огрызается в ответ на его доброту. Главная же линия начинается с образа кладбища, по которому отец и сын идут за грибами. Здесь зарождается жалость к отцу и страх его будущей смерти постепенно охватывают мальчика всё сильнее. Теперь он уже раскаивается в том, что когда-то ругал отца за упущенную щуку; боится вставать ему на плечи, «сосредоточенно вникая в поведение всех его мышц – много ли в них ещё осталось силы для жизни». Он больше не хочет во всём быть лучше отца, наоборот, хочет во всём видеть «его силу, его способность жить ещё долго и быть недосягаемым для смерти».

Повесть, удостоенная в этом году престижной премии «Ясная поляна», впервые опубликована в журнале «ОКТЯБРЬ» № 1. Эта повесть Александра Григоренко «Потерял слепой дуду». Автор – красноярский писатель, родился в 1968 году. Окончил Кемеровский государственный университет культуры. Живет в городе Дивногорске Красноярского края, работает в Восточно-Сибирском филиале «Российской газеты». Автор множества эссе, очерков и рассказов, журналистских расследований, опубликованных в местных периодических изданиях. Повесть рассказывает о глухонемом мальчике, о его счастливом детстве, его становлении и превращении в зрелого мужчину. В детстве его бросила мать, отец – алкаш, воспитала бабка. Начиналось все прекрасно: закончил интернат, устроился на работу, женился, родилась дочь. А потом все исчезло… Главный герой – полуюродивый, полусвятой. Это пронзительная трагическая повесть, в которой погибает блаженный человек, выросший в крепкой семье, и при этом как будто никто не виноват. Так распорядилась жизнь.

Еще одно произведение, отмеченное премией журнала роман Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» (№ 7). Оно вышло в номере «Октября», посвященного современной литературе Русского Севера. Автор родился в Петрозаводске в 1966 году. Учился на медицинском факультете Петрозаводского государственного университета. С 2000 года публикуется в России и за рубежом. Автор нескольких книг прозы. Герой романа Григорий отправляется на берега северных озер и Белого моря за настоящим, которое неожиданно оказывается неотделимо от недавнего прошлого. Текст состоит из нескольких десятков главок: некоторые короткие, по две–три страницы, некоторые страниц по пятнадцать–двадцать. Хронология нарушена: из 1975 года мы попадаем в 1913-й, потом переносимся в 1943-й, следом — в 2003-й. Главный герой вроде бы есть — Гриша, которого мы видим ребенком, подростком, молодым человеком, крепким мужиком… Но почти на равных с ним в романе действует некто, рассказывающий от первого лица, хотя это явно не повествователь. Большинство героев «Голомяного пламени» — это люди, приехавшие на время из города к Белому морю. Поплавают на байдарках, порыбачат и вернутся обратно. Правда, наверняка вернутся другими и, может, для того чтобы собрать вещи и уехать уже надолго в те обезлюдевшие деревни, где жили их деды, прадеды. Главный герой на протяжении всего романа много раз близок к гибели, но спасается молитвой, чудом, счастливым случаем. Духовное родство с преподобным Варлаамом Керетским, который выступает здесь отдельным героем, становится основным инструментом спасения, надеждой на выживание, будущее поморского народа.

Журнал «Октябрь» специализируется на выпусках номеров, целиком посвященных самым живым темам и важнейшим сюжетам современной литературы.
«Фантастика. Pro et contra новой волны» (№ 6) - специальный номер «Октября», посвященный анализу новых границ фантастики – возрастных и жанровых, политических и конфессиональных, в которых этот популярный жанр оборачивается удивительным литературным гибридом. В этом номере опубликованы произведения Эдуарда Веркина, Аи эН, Анны Игнатовой и Владмира Аренева.

«Детское чтение для взрослых» (№ 10) - специальный номер «Октября», посвященный современной детской и подростковой литературе, и, прежде всего – соотношению в ней реализма и сказки, достоверности жизненных наблюдений и свободного авторского вымысла. В этом номере новые произведения Марии Ботевой, Светланы Лавровой, Аркадия Шушпанова и др.

Журнал «ЮНОСТЬ» по итогам 2016 года в номинации «Проза» премию имени Валентина Катаева вручил Михаилу Задорнову за мистическо-документальный триллер «Поцелуй ведьмы» (№№7-9). В автобиографическую повесть писателя-сатирика вошли рассказы о встречах с удивительными людьми, которые перевернули его взгляд на мир. Плод этих встреч – размышления автора об устройстве мира, роли человека в истории, о скрытом значении слов, которые нас окружают. «В других языках такого нет – искринки Божьей. У нас же что ни слово – то от Бога. «Спасибо» состоит из двух слов – «спаси» и «Бог». Слово «богатый» тоже от слова «Бог», а не от слова «деньги». В ком Бога много, тот и богатый. А у кого много денег, тот коллекционер. «Могучий» тоже из двух слов состоит – «могу» и «чудо». Вот как автор сам дает описание своего произведения: «Я давно хотел описать одну «мистическую» историю, которая произошла со мной в молодости и благодаря которой через много лет, в зрелости, я многое переосмысли и стал изучать наши славяно-русские корни, поскольку они помогают вынырнуть из Кривды в Правду».

Журнал «ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА» вручает премии своим переводчикам. А от хорошего переводчика зависит успех произведения. Премию журнала получила Ольга Кулагина за перевод романов Хорхе Ибаргуэнгойтиа «Мертвые девушки» (№ 2), Андреаса Неумана «Барилоче» (№ 4), Эвелио Росеро «Благотворительные обеды» (№ 10).

Роман мексиканского писателя, погибшего в авиакатастрофе под Мадридом в 1983 году, «Мертвые девушки» был написан в 1977 году. Автор воспроизводит реальные события, рисует жизнь публичных домов в захолустных городках. Главные героини две сестры – содержательницы этих домов, обвиненные в многочисленных убийствах своих работниц. Они вырывают у покойницы золотые зубы, забивают каблуками до полусмерти, топят в туалете. В этом романе много латиноамериканского – и дурные предзнаменования, и жажда мести, и дикие народные методы лечения, которые не лечат, а калечат. Впрочем, есть и типично мексиканское отношение к смерти, с черным юмором. Мексика – страна, где празднуют День мёртвых, украшая всю страну изображениями черепа. Роман изобилует не только чёрным юмором, но и сатирой на военных, богатых предпринимателей и чиновников, которые были основными клиентами борделей и которым хозяйки регулярно платили за помощь и лояльность.

Роман аргентинского писателя «Барилоче» был написан в 1999 году. Перед нами представитель нашего времени. Главный герой романа - Деметрио Рота, уборщик мусора проспекта Независимости города Буэнос-Айреса. У него нет друзей, хотя его считает другом его коллега Негр, с женой которого он, особо не мучаясь угрызениями совести, спит. Он никого не любит: ни семью, ни женщину. Отца он не понимал и не был с ним близок, брата предал, не решив, чью сторону примет, мать как-то постепенно уходит из повествования. Была юношеская любовь, но им запретили видеться, и он с семьей переехал в другой город. Жену Негра он не любит, просто проводит с ней время. Деметрио легко уходит из мира других людей, просто, не попрощавшись, не сказав доброго слова. Он – листок на ветру, куда его погонит ветер, туда он и полетит. Нет корней, нет привязанностей. Деметрио сер и жалок, он обычный, но эта обычность делает его равнодушным и блеклым. Он может помочь бездомному и не сообщить в полицию об увиденном преступлении, просто потому, что в один момент он хотел «пошевелиться», а в другой нет.

Автор романа «Благотворительные обеды» колумбийский писатель, лауреат Национальной литературной премии (2006). Роман был написан больше пятнадцати лет назад. Место действия — католический храм в Боготе, протяженность действия — менее суток. Но этого времени хватает, чтобы жизнь главного героя — молодого горбуна-причётника, его тайной возлюбленной, церковных старух-стряпух и всей паствы изменилась до неузнаваемости. А все потому, что всего лишь на одну службу подменить уехавшего падре согласился новый священник, довольно странный… Помимо главного героя, в романе действуют семь основных персонажей, по количеству грехов, они все тут: похоть Сабины, чревоугодие Матамороса, алчность Альмеды, зависть дьякона, гнев, уныние и гордыня трех Лилий. Критики так оценивают роман: «Роман – картина Босха в литературе».

С журналами можно познакомиться в библиотеках города. Приходите, читайте, знакомьтесь с ними и, быть может, вы откроете что-то новое и незнакомое для себя.

Н. С. Литвинова,
зав. ИБО